Меню сайта

Критерии психологической готовности ребёнка к школе

1.Социально-психологическая готовность к школе:

          ·                                            Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

          ·                                            Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

2.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

          ·                                            Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом ножницами);

          ·                                            Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);

          ·                                            Координация в системе глаз – рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

3.Развитие логического мышления

(способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

4.Развитие произвольного внимания

(способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).


Рекомендации родителям будущих первоклассников

 

          ·          Испытывать уважение к ребёнку как к личности.

          ·          Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

          ·          Развивать и поддерживать интерес ребёнка к обучению.

          ·          Убеждать ребёнка соблюдать правила безопасного поведения в быту.

          ·          Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.

          ·          Не требовать любой ценой высоких результатов и оценок.

          ·          Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

          ·          Не наказывать ребёнка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).

          ·          Строго придерживаться режима дня.

          ·          Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).

          ·          Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу.

          ·          Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило Успеваек:

 

«Делай всё скорее сам, не смотри по сторонам,

 делом занимайся, а сам не отвлекайся!»

          ·          Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы ( лёжа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).

          ·          За 10 минут до отхода ребёнка ко сну проветрить комнату.

          ·          Перед сном предложить ребёнку принять ванну с водой комфортной температуры, при этом следить за тем, чтобы он закрыл глаза и лежал не двигаясь.

          ·          Посидеть на кровати рядом с ребёнком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра всё будет хорошо, всё у него получится, что он очень умный и добрый.

          ·          Следить, чтобы пробуждение ребёнка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).

          ·          Перед завтраком дать ребёнку выпить стакан фруктового или овощного сока.

          ·          В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зеленый лук.

          ·          Обеспечить ребёнка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.

          ·          Нужно убедительно сказать ребёнку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.

          ·          Предупредить ребёнка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду

 ( только тёплый чай).


Тест для родителей

 

В каком состоянии готовность ребенка к школе, есть ли у него интерес к обучению?

Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ  – плюс один балл, за отрицательный – 0 баллов.

1. Хочет ли Ваш малыш идти в школу?

2. Привлекает ли  ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?

3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять  какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?

4. Как ваш ребенок чувствует себя  в присутствии незнакомых людей – свободно и непринужденно?

5. Умеет ли Ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?

6. Знает ли Ваш ребенок несколько стихотворений наизусть? Может он их рассказать?

7. Умеет ли Ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множественное)

8. Умеет ли Ваш ребенок  читать по слогам или целыми словами ?

9. Умеет ли малыш считать до двадцати  и в обратном порядке?

10. Может ли Ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?

11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?

12. Малыш любит раскрашивать и рисовать  простые картинки?

13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?

14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?

15. Знает ли Ваш ребенок названия домашних и диких животных?

16. Может ли Ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива – фрукты)?

17. Может ли Ваш малыш  самостоятельно  рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?

18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?

Если вы насчитали:

15-18 баллов — Ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;

10-14 баллов — ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным.  Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!

9 и менее баллов — в ближайшее время Вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна Ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще  немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу!


Что должен уметь ребенок к началу обучения в школе

Строить сложные предложения разных видов;

 

Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

 

Находить слова с определенным звуком;

 

Определять место звука в слове;

 

Составлять предложения из 3-4 слов;

 

Членить простые предложения на слова;

 

Членить слова на слоги (части);

 

Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

 

Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;

 

Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

 

  Иметь представления о сезонных явлениях природы;

Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

 

Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;

Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

Знаки +, =, >, <;

Название текущего месяца, последовательность дней недели;

Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;

Соотносить цифру и число предметов;

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Пользоваться арифметическими знаками действий;

Измерять длину предметов с помощью условной меры;

Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

Ориентироваться на листке бумаги в клетку.

Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?

Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;

Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;

Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

Умение отвечать на вопросы и задавать их;

Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;

Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).